Занятия математикой в обычной школе |
06.03.2013 13:07 |
Традиционные методы характеризуются разобщенностью, изолированностью отдельных тем, отдельных математических дисциплин, математики и других дисциплин (в первую очередь физики). Отсутствие внутренней связи между отдельными частями школьной математики отражает положение, имевшее место до XVII в. в классической элементарной математике, где каждая отрасль математики была обособлена от других и строилась своими собственными методами и средствами. Последующее развитие математики привело к выделению из <нее новых математических дисциплин. Казалось, что процесс дифференциации настолько продвинулся, что уже становится трудно говорить о единой математике и, может быть, справедливо говорить о математических науках. Однако это только казалось. Одновременно с процессом дифференциации шел обратный, процесс, процесс взаимного проникновения методов и идей различных отраслей математики, процесс объединения. Он получил особое развитие в конце XIX — начале XX в., когда были разработаны общие логические основы современной математики, описанные на сайте учителя математики. Теоретико-множественные идеи стали объединяющими. Различные математические дисциплины, на первый взгляд не имеющие ничего общего, оказалось возможным построить на базе этих общих идей. Этот процесс перестройки основ произошел в науке, но еще не затронул образование, чем и объясняется существующий разрыв между этими областями. Традиционное обучение характеризуется следующими особенностями: а) искусственно разъединены арифметика и алгебра, причем без всякого основания часть учения о числе (натуральные числа и дроби) включается в арифметику, другая часть - в алгебру и эти самые две части исследуются разными методами и средствами; б) внутри алгебры нет связи между различными темами. Совершенно справедливо иногда называют школьную алгебру конгломератом из разнородных, никак не связанных между собой частей. Изолированность отдельных тем наблюдается и в геометрии, хотя в этом курсе больше, чем в алгебре, отражена научная система, но эта система Евклида устарела; в) геометрия изолирована от остальных математических дисциплин. Сохранение в школьном преподавании системы изложения Евклида является тормозом для проникновения в геометрию идей алгебры; г) школьная математика изолирована от школьной физики. Эта изоляция настолько глубока, что учащиеся не узнают в конкретной физической ситуации известные им математические объекты, а следовательно, не в состоянии "пользоваться математическим аппаратом для описания этой ситуации. Например, выпускник средней школы, решая задачи по математике, не знал, как выглядит график зависимости pv = const, но безошибочно начертил график функции. В последнее время наметилась тенденция к устранению разобщенности между различными математическими дисциплинами. Проведенные эксперименты пока дали хорошие результаты лишь в отношении объединения арифметики с алгеброй. Что же касается геометрического материала, то он остается по-прежнему изолированным, даже если включается в общий учебник вместе с арифметическим и алгебраическим материалом. Устранение разобщенности в преподавании геометрии и других математических дисциплин возможно лишь при их органическом объединении на базе общих теоретических основ при новой организации школьного преподавания. |
|